Традиция Японского чаепития

На японские острова чай попал из Китая, оттуда пришло и искусство чаепития. Правда, в Японии оно претерпело весьма существенные изменения — не столько по форме, сколько по духу. В Японию чай завезли буддийские монахи в IX в., общедоступным и популярным он стал в XII в. К тому времени сложились и основные правила ритуала, который именуется японской чайной церемонией.

  156098115

У китайцев в основе действа лежало конфуцианство и процесс чаепития, в их понимании, должен быть радостным, счастливым, оптимистичным. Японцы же, исповедуя буддизм с его аскетизмом, умиротворением и отрешенностью, рассматривали чайную церемонию как возможность освободиться от всего, что «удручает дух». Для китайцев чаепитие — способ приятного времяпрепровождения, общения и неформального решения каких-либо вопросов — житейских, семейных, служебных. Для японцев это путь к самопознанию. «Чай помогает слушать себя», — говорили японские монахи.

Японская чайная церемония — «тяною» — относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам, и играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении многих веков. Это строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая — тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. У каждого участника церемонии — свой стиль поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и манеру речи.

Культ чая в Японии зародился в ХIVв. во время правления династии Асиката. Мастера приготовления чая были не менее знамениты, чем поэты, виртуозы каллиграфии или актеры театра кабуки. Чайная церемония была непременным атрибутом встреч японских философов и художников. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, рассматривались произведения искусства. При этом для каждого случая тщательно подбирались букеты цветов и специальная посуда для заварки напитка. Постепенно такая традиция захватывала и другие слои общества. В XVI-XVII вв. она стала популярной среди японской аристократии, самураев.

165

Чайная церемония как искусство «тяною» оформилась в своеобразную систему отдыха от будничных забот. В наиболее классической форме она стала совершаться в чайных домиках — «тясицу». Литературные источники указывают, что первый такой домик был построен в 1473 г. Чайные домики походили на крошечные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов. Ассоциации усиливались полумраком, который создавался слабым светом из небольшого окна под самым потолком и отражением света от стен, отделанных темно-серой глиной. Все это вызывало ощущение приятного уединения в тени.

В XVI в. появилось до сотни различных правил этой процедуры, которые имеют силу и в настоящее время. Правила относятся к аранжировке цветов, кипячению воды, заварке чая, разливу напитка и т. д. Все они имеют целью вызывать чувство естественности, наслаждения искусством «тяною» без искусственности. Смысл чайной церемонии раскрывается в известном изречении Рикю: «Тяною — это поклонение красоте в сером свете будней».

Разумеется, никто не мог запретить самураю выпить чашку чая в любом месте. Однако с давних времен и поныне японцы предпочитают специальные чайные комнаты, соседствующие с небольшим садом. Главное достоинство такой комнаты — скромность: наслаждаться надо чаем и неспешным общением, а не роскошью обстановки. Из комнаты должен быть виден сад, куда гости могут переместиться в процессе церемонии. В своде правил сказано: «В чайной комнате запрещены разговоры о мирских делах. Не надо льстить друг другу…». Длиться чаепитие может более четырех часов.

Теперь подробнее о самой церемонии. Понятно, что попытка сразу освоить все тонкости правил, отшлифовывающихся веками и требующих высокого мастерства, вполне закономерно вызовет у любого поклонника японской культуры скептическую улыбку. Ведь кроме соответствующей посуды, умения выбирать чай, правил заварки, японское чаепитие подразумевает особый ритм движения рук, заваривающих чай. Это — своеобразный абстрактный танец, который передается гостю из рук мастера. Ну и главное — особое состояние всех участников церемонии, когда перед тем, как поднести чашку к губам, необходимо «облагородить» свои мысли, а в процессе чаепития — «взлететь» над суетой и достичь состояния «внутренней чистоты и гармонии». В Японии даже бытует определение — «человек без чая внутри». Так называют людей, которые слишком остро реагируют на шумную суетность и агрессию окружающего мира.

Чай по-японски называется «отя», а название чайной церемонии — «тяною» — в переводе означает «горячая вода для чая». Как известно, кипяток «убивает» вкус зеленого чая, поэтому заваривают его горячей водой. Листовой зеленый чай растирают до состояния пудры. Эту заварку небольшими порциями кладут в чайник, форма которого напоминает эллипс, а вслед за каждой порцией добавляют горячую воду и взбивают чай бамбуковой метелочкой до состояния крема. И так до тех пор, пока чайник не будет полон. Затем терпкий напиток разливают по пиалам, предварительно омытым кипятком. Есть и другой способ: щепотку чайного порошка взбивают кисточкой непосредственно в пиале и протягивают участнику чаепития.
Чайные принадлежности и еда должны быть простыми, без изысков.

В современной Японии существует множество школ чайной церемонии (одна из самых известных — школа Урасэнкэ в Киото). Некоторые вещи истолковываются по-разному, но четыре основных принципа чайной церемонии всегда одни и те же: это — Гармония, Почтительность, Чистота и Спокойствие. Чайная церемония не только воспитывает простоту, естественность и опрятность, она является одной из основ культивирования национальных чувств. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии.

2014_01_28_01_007

В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто ей предшествует угощение. В Японии существует много форм чайной церемонии, однако строго установлено лишь несколько: ночной чай, чай с восходом солнца, вечерний чай, утренний чай, послеобеденный чай, специальный чай.

Неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных дел и забот. По-прежнему чайная церемония — это время для бесед о прекрасном: о чайной чаше, об искусстве, о литературе.

Понятно, что чудо не может происходить ежедневно и в «высокотехнологичной» жизни современных японцев чайная церемония со всеми ее средневековыми правилами и условностями — это, скорее, событие, нежели повседневный ритуал. Но правило пить полезный и ароматный зеленый чай для японца — закон. Возможно, этим и объясняется завидное японское долгожительство.

Автор: Наталья Шарко (http://landtea.ru/yaponskaya-tradiciya-chaepitiya/)